Люблю XXI век. Теоретически предпочитаю XIII и XVIII, но в некоторых практических деталях наше время прекрасно. Так, ещё двадцать-тридцать лет назад для того, чтобы отправиться в поход даже на несколько дней, требовалась немалая сила, и не только духа, но и тела. Таскай эту брезентовую палатку, расшибай лоб о колья, спи в отсыревшем ватном спальнике на еловых ветках в окружении всех насекомых округи… А если на дворе зима, то рюкзак со всем необходимым, пожалуй, размером с меня и будет.
То ли дело сегодня - моя палатка весит килограмма 4, спальник, наверное, и до килограмма не дотягивает… благодать.
С 30 июля по 2 августа я побывала в бухте Оленевод, бухте Петрова, на острове Петрова и на одном из Беневских водопадов.
Остров Петрова и ещё один видЕздила главным образом затем, чтобы посмотреть на тисовую рощу на о. Петрова. Это единственная островная тисовая роща в мире, да и вообще это дерево не особенно хорошо растёт в нашем климате. Поэтому деревья, посаженные на острове в XIII веке, тонкие и на свой возраст не выглядят. Чего не скажешь о деревьях других видов, которые растут совсем рядом с ними.
Среди тисов довольно темно, поэтому снимки получились не очень.
Много фотографий:
Фотография в бессмертном жанре «Я и пальма». За моей спиной – четырёхсотлетняя лиана актинидии, обвившаяся вокруг ствола тиса. Тис помогает ближайшим к нему растениям – лианам, деревьям – выживать. На предыдущем снимке - липа, также насчитывающая не один век.
Но это дерево – не целитель, а скорее некромант. Его «счастливые соседи» чудовищно искривлены, обросли метровыми капами… Застыли на грани. То же происходит и с самим тисом – дерево, сломанное несколько месяцев назад упавшей сосной, продолжает зеленеть, разбрасывает по земле ветви с молоденькими светлыми иголочками… но перспектив у него уже нет.
Судя по расположению корней, тис старше.
Такую странную форму принял растущий в этой же роще амурский бархат.
Вид на скалистый берег острова. На эти камни осенью придут греться ларги, а пока их смущают люди.
Бухта Любви. Согласно легенде, на острове был обычай: прежде чем влюблённая пара начинала жить вместе, мужчина должен был вынести женщину на руках наверх из этой бухты, доказывая, что он заслуживает женитьбы. Площадь острова всего 36 гектаров и прирост населения надо было как-то регулировать...
По словам экскурсовода, таких лиц на деревьях на острове немало, на нашей тропе оказалось одно из них. Они подкрепляют собой другую легенду - о том, что люди, покинувшие о.Петрова в XIII веке, на самом деле остались на нём, превратившись в деревья. Приветливым этого хранителя острова не назовёшь - что, впрочем, неудивительно: бегающие мимо туристы утомят кого угодно.
Говорят, это дерево напоминает японский иероглиф, означающий гармонию. Очевидного сходства я не заметила, но, может быть, с какой-то точки обзора...
Эти снимки возвращают нас к истории о превращении. Старая липа и поддерживающий её тис - тоже герои легенды. Восемь веков назад эта липа была женой командующего отрядом чжурчженей, что сражался с монголами в нынешней бухте Петрова и на искусственной косе, соединяющей побережье бухты с островом. Она наблюдала за боем, и, поняв, что дело плохо, стала молиться о том, чтобы никогда не расставаться с мужем. Боги услышали её и обратили всех воинов и ожидавших их на острове женщин в деревья. Будьте осторожны в своих желаниях.
Деревья вокруг растут часто, и возможности уместить эту парочку в кадр целиком у меня не было.
В следующем посте про остров расскажу о его истории и находках археологов.