"А за гранью свода небес тикает часовой механизм - значит, времени нам в обрез, главное, не обернуться вниз"
Наверное, многие, видели старый советский фильм «Вий» с Куравлёвым в роли Хомы и Варлей в роли панночки.
Всё в нём хорошо. А для 60-х просто замечательно. Трепещущая паутина в углу старой церкви, где даже от ликов святых веет жутью, кровавая слеза, стекающая по щеке панночки, нежить, мечущаяся по стенам... всё – кроме Вия.
Экранный Вий вызывает разочарование – крик панночки «Ступайте за Вием!», тяжёлые шаги приближающегося «начальника гномов» создают обстановку ожидания какого-то древнего ужаса… а не нелепого толстенького чудища. И в итоге он не вызывает особенного интереса. А зря. У этого образа долгая и запутанная история.

Своей известностью Вий обязан, конечно, главным образом повести Н.В. Гоголя. С цитаты из неё я, пожалуй, и начну.

«Тишина была страшная; свечи трепетали и обливали светом всю церковь... Вдруг... среди тишины... с треском лопнула крышка гроба и поднялся мертвец. Еще страшнее был он, чем в первый раз. Зубы его страшно ударялись ряд о ряд, в судорогах задергались его губы, и, дико взвизгивая, понеслись заклинания. Вихрь поднялся по церкви, попадали на землю иконы, полетели сверху вниз разбитые стекла окошек. Двери сорвались с петлей, и несметная сила чудовищ влетела в божью церковь. Страшный шум от крыл и от царапания когтей наполнил всю церковь. Все летало и носилось, ища всюду философа.
У Хомы вышел из головы последний остаток хмеля. Он только крестился да читал как попало молитвы. И в то же время слышал, как нечистая сила металась вокруг его, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов. Все глядели на него, искали и не могли увидеть его, окруженного таинственным кругом.
- Приведите Вия! Ступайте за Вием! - раздались слова мертвеца.
И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землею руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно останавливаясь. Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.
- Подымите мне веки: не вижу! - сказал подземным голосом Вий - и все сонмище кинулось подымать ему веки.
«Не гляди!» - шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
- Вот он! - закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулось на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же дух вылетел из него от страха».





@темы: Вий, славянская мифология, Украина

Комментарии
24.11.2009 в 07:03

сложно быть хорошей девочкой когда внутри живёт маньяк
немного не в тему, о может тебе интересно будет
rian.ru/victorina/190676899.html?act=reset
24.11.2009 в 13:25

"А за гранью свода небес тикает часовой механизм - значит, времени нам в обрез, главное, не обернуться вниз"
Спасибо!
24.11.2009 в 14:51

сложно быть хорошей девочкой когда внутри живёт маньяк
lordset.diary.ru/p68644124.htm вот еще прикольно, насчет Вальпургиевой ночи
25.11.2009 в 17:47

"А за гранью свода небес тикает часовой механизм - значит, времени нам в обрез, главное, не обернуться вниз"
И за это тоже спасибо! Действительно интересно.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии